Здравствуйте!
Давно сказано, что "поэт в России - больше, чем поэт". Хотя сказано это, наверное, просто от недооценки слова "поэт".
Истинный поэт везде больше чем поэт. В миссию поэтов всегда входило уловление тайных, невидимых обычному человеку движений Вселенной и перенесение их в слова, чтобы каждый человек мог услышать и принять к сведению.
В древности поэт был по статусу равен священику и ученому и без его участия решались даже военные конфликты. Эта функция - хотя мы и забыли про нее - продолжает оставаться в руках истинных о представителей поэтической профессии.
Так называемый "русский рок" - не исключение из этого правила. Как только - не без его участия - был изгнан "постылый демон совка", владыки дум русского рока отбросили ненужные более западные украшения и электрогитары с барабанами зазвучали по-русски.
Давно сказано, что "поэт в России - больше, чем поэт". Хотя сказано это, наверное, просто от недооценки слова "поэт".
Истинный поэт везде больше чем поэт. В миссию поэтов всегда входило уловление тайных, невидимых обычному человеку движений Вселенной и перенесение их в слова, чтобы каждый человек мог услышать и принять к сведению.
В древности поэт был по статусу равен священику и ученому и без его участия решались даже военные конфликты. Эта функция - хотя мы и забыли про нее - продолжает оставаться в руках истинных о представителей поэтической профессии.
Так называемый "русский рок" - не исключение из этого правила. Как только - не без его участия - был изгнан "постылый демон совка", владыки дум русского рока отбросили ненужные более западные украшения и электрогитары с барабанами зазвучали по-русски.
Как только исчезла необходимость пугать обывателя рок-н-роллом, русские рокеры мгновенно перешли к темам, исконно занимавшим русскую интеллигенцию. А чтобы не быть голословным, позвольте мне обратиться к классической работе великого русского философа Николая Бердяева "Русская Идея".
Вот, например: "Всю вторую половину века интеллигенции, настроенной революционно, пришлось вести почти героическое существование, и это страшно спутало ее сознание, отвернуло его от многих сторон творческой жизни человека.
Народная стихия представлялась интеллигенции таинственной силой. Она противополагала себя народу, чувствовала свою вину перед народом и хотела служить ему. Тема "интеллигенция и народ" - чисто русская тема, мало понятная Западу".
И часто эта самая русская интеллигенция с отчаянием и гневом вторила молодому Чаадаеву: "Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам.
Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, не научили его; мы не внесли ни единой идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого разума, мы исказили.
Ныне мы составляем пробел в нравственном миропорядке".
О том же и поет Егор Летов
Вот, например: "Всю вторую половину века интеллигенции, настроенной революционно, пришлось вести почти героическое существование, и это страшно спутало ее сознание, отвернуло его от многих сторон творческой жизни человека.
Народная стихия представлялась интеллигенции таинственной силой. Она противополагала себя народу, чувствовала свою вину перед народом и хотела служить ему. Тема "интеллигенция и народ" - чисто русская тема, мало понятная Западу".
И часто эта самая русская интеллигенция с отчаянием и гневом вторила молодому Чаадаеву: "Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам.
Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, не научили его; мы не внесли ни единой идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого разума, мы исказили.
Ныне мы составляем пробел в нравственном миропорядке".
О том же и поет Егор Летов
Но тема народа и интеллигенции - это только верхушка айсберга. Сбросивший с себя иго западных аккордов русский рок затрагивал все сколько-нибудь важные вопросы.
Вот, например, восточный вопрос. Известный философ XIX века Сергей Соловьев пишет: "Восточный вопрос появился в истории с тех пор, как европейский человек осознал различие между Европою и Азиею, между европейским и азиатским духом.
Ожесточенная борьба проходила чрез всю европейскую историю, проходит с переменным счастием для борющихся сторон; то Европа, то Азия брала верх. Все одна великая борьба - все один Восточный вопрос.
Но разумеется, этот "восточный вопрос" имеет наибольшее значение для тех европейских стран, которые граничат с Азиею, которых борьба с нею составляет существенное содержание истории. С лишком шесть веков с начала основания Русского государства протекло для него в постоянной и тяжелой борьбе с азиатскими варварами".
А лингвист и философ князь Николай Трубецкой добавляет: "Идеализация Руси и легендарного русского героизма укрепляла восстающее против иностранного ига национальное самолюбие".
Слово в слово то же самое констатировала группы "Чайф".
Вот, например, восточный вопрос. Известный философ XIX века Сергей Соловьев пишет: "Восточный вопрос появился в истории с тех пор, как европейский человек осознал различие между Европою и Азиею, между европейским и азиатским духом.
Ожесточенная борьба проходила чрез всю европейскую историю, проходит с переменным счастием для борющихся сторон; то Европа, то Азия брала верх. Все одна великая борьба - все один Восточный вопрос.
Но разумеется, этот "восточный вопрос" имеет наибольшее значение для тех европейских стран, которые граничат с Азиею, которых борьба с нею составляет существенное содержание истории. С лишком шесть веков с начала основания Русского государства протекло для него в постоянной и тяжелой борьбе с азиатскими варварами".
А лингвист и философ князь Николай Трубецкой добавляет: "Идеализация Руси и легендарного русского героизма укрепляла восстающее против иностранного ига национальное самолюбие".
Слово в слово то же самое констатировала группы "Чайф".
Разобравшись с восточным вопросом, вернемся к интеллигенции. И снова - Бердяев: "Русская интеллигенция есть совсем особое, лишь в России существующее, духовно-социальное образование.
Интеллигенция не есть социальный класс - она всегда была идеалистическим классом, классом людей, целиком увлеченных идеями и готовых во имя своих идей на тюрьму, каторгу и на казнь. Интеллигенция не могла у нас жить в настоящем, она жила в будущем, а иногда в прошедшем. Невозможность политической активности вела к исповеданию самых крайних социальных учений.
Раскол, отщепенство, скитальчество, невозможность примирения с настоящим - вот характерные черты интеллигенции.
Тут сказывается глубинная православная основа русской души: уход из мира, во зле лежащего, аскеза, способность к жертве и перенесение мученичества. Она защищает себя нетерпимостью и резким разграничением себя с остальным миром.
Христиане не имеют здесь своего града, они взыскуют града грядущего. Это очень русская идея".
Вот о ней и поют Леня Федоров и группа "Аукцион".
Интеллигенция не есть социальный класс - она всегда была идеалистическим классом, классом людей, целиком увлеченных идеями и готовых во имя своих идей на тюрьму, каторгу и на казнь. Интеллигенция не могла у нас жить в настоящем, она жила в будущем, а иногда в прошедшем. Невозможность политической активности вела к исповеданию самых крайних социальных учений.
Раскол, отщепенство, скитальчество, невозможность примирения с настоящим - вот характерные черты интеллигенции.
Тут сказывается глубинная православная основа русской души: уход из мира, во зле лежащего, аскеза, способность к жертве и перенесение мученичества. Она защищает себя нетерпимостью и резким разграничением себя с остальным миром.
Христиане не имеют здесь своего града, они взыскуют града грядущего. Это очень русская идея".
Вот о ней и поют Леня Федоров и группа "Аукцион".
"Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной.
В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность как и в русской равнине.
Два противоположных начала легли в основу формаций русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм и анархизм; жестокость и мягкость; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
Поэтому русскому народу трудно было овладеть огромными пространствами и оформить их. У него была огромная сила стихий и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений".
Вот и "Адо" поет о том же.
В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность как и в русской равнине.
Два противоположных начала легли в основу формаций русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм и анархизм; жестокость и мягкость; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
Поэтому русскому народу трудно было овладеть огромными пространствами и оформить их. У него была огромная сила стихий и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений".
Вот и "Адо" поет о том же.
Еще креститель русского государства князь Владимир замечал: "на Руси питие есть бытие". Об этой грани русского духа Бердяев упоминал редко, но однажды все таки заметил: "У русского народа нет той любви к историческому величию, которым так пленены народы Запада. Народ, обладающий величайшим в мире государством, не любит государства и власти и устремлен к иному".
Зато известный философ Владимир Соловьев добавляет по существу:
"Отказаться от вина -
В этом страшная вина".
Максим Леонидов, не желая удовлетворяться туманной теорией, как подлинный ученый, исследовал этот вопрос на своем личном примере.
Зато известный философ Владимир Соловьев добавляет по существу:
"Отказаться от вина -
В этом страшная вина".
Максим Леонидов, не желая удовлетворяться туманной теорией, как подлинный ученый, исследовал этот вопрос на своем личном примере.
Но достаточно на сегодня философии.
На самом деле эта тема для меня - повод признаться в любви и сказать "Спасибо" всем людям, которые писали и пели эти песни.
Всем и каждому из них я обязан лично, и в музыке, и в жизни: Славе Бутусову и Илье Кормильцеву, Чижу и всем "Разным Людям", Саше Васильеву из "Сплина", Максиму Леонидову, Егору Летову, Лене Федорову, Андрею Горохову из "Адо", Володе Шахрину и "Чайфу"- да и многим и многим другим.
Спасибо вам.
А русская идея - нужно ли ее формулировать? Может быть нужно не формулировать ее, а взяться всем вместе и все-таки зажить по-человечески?
На самом деле эта тема для меня - повод признаться в любви и сказать "Спасибо" всем людям, которые писали и пели эти песни.
Всем и каждому из них я обязан лично, и в музыке, и в жизни: Славе Бутусову и Илье Кормильцеву, Чижу и всем "Разным Людям", Саше Васильеву из "Сплина", Максиму Леонидову, Егору Летову, Лене Федорову, Андрею Горохову из "Адо", Володе Шахрину и "Чайфу"- да и многим и многим другим.
Спасибо вам.
А русская идея - нужно ли ее формулировать? Может быть нужно не формулировать ее, а взяться всем вместе и все-таки зажить по-человечески?
Другие темы из цикла расширения сознания: